Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем
непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен – уж слишком
велико количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться.
Очень трудно быть советчиком в вопросах брака – личный человеческий
опыт, как правило, исчерпывается одной-двумя попытками. Чуть легче
решить сексуальные проблемы – у нормального взрослого человека опыта
побольше – хоть раз в 10 дней каждый пытается свои познания в этом
вопросе если не расширить, то, по крайней мере, убедиться в том, что
есть еще порох в пороховницах… Но, коли речь зашла о еде – тут уж каждый
три раза в день проводит над своим организмом эксперименты. А,
поскольку практический опыт большой, то, как им не поделиться – вот и
появляются на свет многочисленные трактаты о правилах питания, о
совместимости продуктов, о том, как отдавать врагам ужин, о пользе
сыроедения, о спасительности голодания и т.д. и т.п.
Многочисленные «теории еды» – вегетарианство, раздельное питание и
др. – удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых
ангелы, грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами,
шлаками и калориями.
«Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса…», а кто в ферменты,
кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами – тут уж ничего не
поделаешь. Человек существо внушаемое, и если очень внушить себе, что
надобно именно так – то поможет обязательно и жить станет веселей.
Принципиально важно, тем не менее, другое – любые взрослые дяди и
тети вправе сами, с учетом своих личных взглядов и материальных
возможностей, решать – что, кого, когда, вместе с чем, вместо чего и в
каких количествах следует употреблять в пищу. Но дети! Как быть с ними?
Ребенок ведь не виноват в том, что его отец решил на досуге овладеть
правилами «рационального питания», он (ребенок) не может питаться
самостоятельно – жевать и глотать может, но добывать продукты никак.
Отсюда важный вывод:
любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать
собственных детей в качестве подопытных кроликов – жестоко и неэтично.
Но кто носитель Истины? Кто точно знает – когда, что, в каких
количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в
своей правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться
ввести некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не
научить «правильности», то подсказать – чего уж точно делать нельзя.
Было бы неплохо попытаться найти некоторые критерии, позволяющие
ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые
рассуждения. Итак, человек, как биологический вид существует многие
тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал «царем
природы» – скорее всего потому, что следовал законам Природы. Логично
предположить следующее – если питание человека, как биологического вида,
сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы
являются для человека естественными, а значит, существуют природные
механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это
положение двумя простенькими примерами.
– Приходилось ли человеку голодать? Конечно да, как, впрочем, и
любому другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех,
что существуют в живой природе в настоящее время. Вывод – голодание для
человека естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно
обосновывать рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков,
но природная целесообразность явно существует.
– Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки
зрения автора книги, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели
ничего кроме рыбы и мяса – например, эскимосы. Вывод – вегетарианство
может быть и хорошо, но, с точки зрения Природы, оно естественным не
является.
Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется
без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы
адаптации не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков
животного происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и
развития, поскольку вышеупомянутых механизмов адаптации к такому
варианту питания не существует.
Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в
необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления: а)
питание детей раннего возраста; б) питание здоровых детей и в)
взаимосвязь питания и болезней. Во-вторых, отметим, что наша задача
вовсе не состоит в том, чтобы дать ответы на частные, тактические
вопросы – как варить овсяную кашу и как кормить ребенка, заболевшего
вирусным гепатитом. Наша цель – общая стратегия – формулировка принципов
– чего нельзя, что хорошо, что плохо, а что и вовсе не имеет значения.
Принципиально важный момент:
питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом
жизни взрослых. Мудрый совет «не делать культа из еды», применительно к
детям, актуален, как никогда.
_________________________________
Донорами витаминов объявляются самые разные съестные продукты. Замечательным средством хранения витамина считается замораживание. Витамин B требуется для укрепления человека в отличной физической форме. Излишняя доза витаминов также вредна, как и недостаточность. Норма потребления витаминов зависит от срока беременности, пола, физической активности, наличия заболеваний, возраста. _________________________________